Пьесы
Я ЗАВТРА НЕ УМРУ
Дима Соколов
Я ЗАВТРА НЕ УМРУ
Уля (35)
Алекс (35)
Коля (22)
Фридман (70)
Мама (60)
Молодой человек, Менеджер, Женский голос, Девочка, Мама Девочки
1
Москва. Парк. Начало сентября. Утро. Уля и Алекс лежат на траве и смотрят в небо. Уля — блондинка в джинсовой юбке и большом мужском пиджаке. На тыльной стороне кисти правой руки у нее тату “Л Ю Б И”. Алекс — высокий мужчина, лысый, крепкого телосложения, со шрамом на правой брови.
УЛЯ. Тебе нравится на меня смотреть?
АЛЕКС. Да.
УЛЯ. Я красивая?
АЛЕКС. Да. Ты очень толстая.
УЛЯ. Я нравлюсь тебе?
АЛЕКС. Очень. Обожаю толстых.
УЛЯ. А когда я тебе больше нравлюсь? Утром или вечером?
АЛЕКС. Утром.
УЛЯ. А почему?
АЛЕКС. Потому что с утра ты еще толще.
УЛЯ. Ну Алекс!
АЛЕКС. Утром. Потому что тогда еще целый день впереди, чтобы смотреть на тебя.
УЛЯ. А что это у тебя?
АЛЕКС. Я принес тебе немного меда. Чтобы ты была еще толще.
УЛЯ. Да ну тебя!
АЛЕКС. Ну ладно, ладно. Уль. Ну давай.
УЛЯ. Ну там не так было.
АЛЕКС. Ну какая разница. Давай так.
УЛЯ. Тогда дай мне немного меда.
АЛЕКС. Дело в том, что я уже все съел.
УЛЯ. Ты опух?
АЛЕКС. Я не виноват, что ты ползешь как черепаха. Но я могу подарить тебе этот пустой горшок. Хочешь? Нет! Нет! Что ты делаешь? Отойди от меня, толстуха!
УЛЯ. Я должна раздавить тебя, медвежонок.
АЛЕКС. Отойди от меня, толстая гора! А-а-а!
Уля садится сверху на Алекса.
УЛЯ. Они все разные. Знаешь? Их семь или восемь видов. У каждого облака есть свое название.
АЛЕКС. Твое как называется?
УЛЯ. Посмотри внимательно. У них у каждого есть свой секрет.
АЛЕКС. Нет, твое точно надо как-то назвать. Давай его как-то назовем? Может, твоим именем?
УЛЯ. Видишь, какая у него форма?
АЛЕКС. Какая?
УЛЯ. Как будто за ним прячется еще одно облако. А за ним еще одно. И они все прячутся за него. Они как бы все внутри одного большого. А которое последнее, которое самое маленькое, оно с секретом внутри.
АЛЕКС. Прям матрешка. О! Точно!
УЛЯ. Что?
АЛЕКС. Твое надо назвать Матрешка. Точно. Матрешка. А внутри у Матрешки наши маленькие будущие секретики.
УЛЯ. Внутри у нее совсем не маленький секрет.
АЛЕКС. Матрешечка моя.
Смеются. Целуются.
2
Третьяковская галерея. Мультимедийный стенд «В трех измерениях: Гончарова и Малевич». На Уле большие 3D-очки. Она ходит по пустому огороженному пространству, хаотично поднимает руки. Рядом в костюме и идеально начищенной обуви стоит Алекс. Он смотрит на экран, где в реальном режиме видно, что сейчас рисует Уля в 3D-пространстве. В руках у него янтарные бусы. Уля снимает очки. Отдает их молодому человеку, который работает на стенде.
УЛЯ. Ну не совсем, как хотела.
АЛЕКС. А мне нравится. По-моему, круто.
Уля получает смс от Фридмана. Читает и отвечает.
ФРИДМАН (смс). Ну как?
УЛЯ (смс). Пока никак. Работаю.
Уля смотрит на бусы, которые держит Алекс.
УЛЯ. Ты потом свободен?
Алекс отдает Уле бусы.
УЛЯ. Что что?
АЛЕКС. Будущему художнику, надеюсь, от будущего мужа.
УЛЯ. О, спасибо.
Уля берет бусы. Снова смс от Фридмана. Читает, отвечает.
ФРИДМАН (смс). Хреново работаешь.
УЛЯ (смс). Я все верну.
ФРИДМАН (смс). Вернешь, куда ты денешься. 1,5 млн до конца недели.
АЛЕКС. Это мать сделала.
УЛЯ. У тебя есть жвачка?
Уля надевает бусы.
УЛЯ. Сама, что ли?
Алекс достает из кармана пачку жвачек. Подает Уле.
АЛЕКС. Она на янтарном работала. У нас, считай, девяносто процентов всего мирового янтаря. У нас там все такие делают.
Уля случайно высыпала в руку сразу три подушечки. Пытается положить две обратно.
АЛЕКС. Матрешечка, все. Ты что?
УЛЯ. Что?
АЛЕКС. Ну всё. Бери все.
УЛЯ. Да мне одну.
АЛЕКС. Поздно. Она уже вся в бактериях.
УЛЯ. Брезгля. Мать не жалеет, что ты ее сюда перевез?
Молодой человек, который работает на стенде, отдает Уле фото. На нем картина, которую она только что нарисовала.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Поздравляю! Ваше произведение искусства в стиле Казимира Малевича.
УЛЯ. Ура! А в “Инстаграм”?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Там автоматически. Уже все ушло. И в “Фейсбук”, и на почту.
УЛЯ. Класс. Спасибо.
Поднимаются на второй этаж. В фойе перед входом на выставку стоят люди, пьют шампанское, певица поет джаз.
УЛЯ. Терпеть не могу, когда русские поют джаз. Фу.
АЛЕКС. А я терпеть не могу, когда русские бухают. Видишь, как мы.
Быстро проходят фуршет. Показывают билеты. Заходят на выставку Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Держатся за руки.
УЛЯ. А что, может, и правда получится? Брошу все и стану художником.
АЛЕКС. Что значит “может”? Никаких “может”. Я не сомневаюсь в тебе.
УЛЯ. Ты так и не ответил, ты свободен потом?
Алекс внимательно смотрит на Улю.
УЛЯ. Что?
АЛЕКС. Вообще похожа. Особенно в профиль.
УЛЯ. Когда ты нас уже познакомишь?
АЛЕКС. Познакомлю. Сейчас с ремонтом ее закончим. Переедет к себе. И познакомлю.
УЛЯ. У тебя, конечно, нервы железные. Я бы застрелилась с матерью жить.
АЛЕКС. Что ты ее так не любишь?
УЛЯ. Почему не люблю? Люблю. Это она меня не любит.
АЛЕКС. Сама себе что-то придумала.
УЛЯ. Кошки. Кошки. Кошки. У нее одни кошки на уме.
АЛЕКС. Каждый любит по-своему.
УЛЯ. Повезло кошкам. Живут в любви.
Уля подгибает рукава у пиджака, чтобы не утонуть в нем. Алекс смеется.
АЛЕКС. Какая же ты у меня чумичка.
УЛЯ. Сейчас так модно. Оверсайз. Или тебе жалко свой “Армани”? Или что это?
АЛЕКС. Тебе идут мои вещи.
Подходят к картине. Белое полотно, по периметру черная рамка, внутри нарисована муха. По центру надпись: “Над страной весенний ветер веет! С каждым днем все радостнее жить!”
УЛЯ. Или какие-то перформансы делать. Он же тоже не просто художник.
АЛЕКС. Слушай анекдот. Театр закрылся на каникулы. Осталась одна кассирша. Муха подлетает к ней и говорит: “Ну? Когда уже начнутся ваши говенные спектакли?”
УЛЯ. Это намек?
Мимо проходят подростки. На них широкие, укороченные брюки, огромные футболки, массивные кроссовки. У одного парня синие волосы.
УЛЯ. Хорошо им сейчас. Вообще не парятся.
АЛЕКС. А я тебе что говорю? Никогда не поздно иметь счастливое детство.
УЛЯ. Свободные такие.
АЛЕКС. И ты свободная. Тебе больше маминых разрешений не надо.
Уля тянет Алекса за руку в темный коридор.
АЛЕКС. Ты чего?
Зашли в коридор. Уля трется своим носом о нос Алекса.
АЛЕКС. Это что? Обряд какой-то?
УЛЯ. Ты знаешь, что эскимосы не знают, что такое поцелуй? Они, чтобы выразить любовь, трутся носами.
Трутся носами. Затем Уля страстно целует Алекса.
АЛЕКС. Хорошо на тебя искусство влияет.
УЛЯ. Я, кстати, узнала про “Британку”. 475. Вообще.
АЛЕКС. Это за все?
УЛЯ. В год.
Алекс целует Улю. Руками ведет по спине, спускается ниже.
УЛЯ. Ну не здесь же.
АЛЕКС. Матрешечка, я уже больше не могу. Два месяца без секса.
УЛЯ. Какие два? Мы месяц знакомы.
АЛЕКС. А я тебя, Матрешечка, заранее начал ждать.
УЛЯ. Ничем помочь не могу. Я с кем попало не сплю.
АЛЕКС. Матрешечка.
УЛЯ. Еще раз так скажешь, будешь еще столько же ждать.
Уля берет Алекса за руку. Идут к другой картине. Синее полотно. По центру нарисована маленькая муха. В левом верхнем углу надпись: “Ева Александровна Казарьянц: Чья эта муха?” В правом верхнем углу: “Елизавета Львовна Светличная: Не знаю” Уля делает фото, выкладывает в “Инстаграм”.
АЛЕКС. Что у него везде эти мухи?
УЛЯ. А я знаешь что первым делом нарисую?
АЛЕКС. Наших будущих детей?
УЛЯ. Облака.
АЛЕКС. А наших детей не будешь рисовать?
УЛЯ. Нет. Только от первого брака.
АЛЕКС. Не понял?
УЛЯ. Шутка.
АЛЕКС. Я уж думал, может, я чего не знаю?
УЛЯ. Нету никаких детей. Шучу.
АЛЕКС. А я не шучу. Хотя бы двоих хочу. А лучше троих. Но точно не одного.
УЛЯ. Меня можешь не уговаривать. Чем больше, тем лучше. Я хожу каждый день, и прям такое ощущение, как бы это сказать, что впереди что-то новое. Я прям чувствую.
АЛЕКС. А все почему? Потому что правильный мужчина рядом.
УЛЯ. Решила, короче, с работой так: нормальных клиентов оставлю. Чтобы было на что жить. А всех истеричек в жопу.
АЛЕКС. Ты сейчас за деньги не думай. Я тебе говорю, ты главное не ссы. Степ бай степ. Я тоже не сразу с элитки начал. Сначала сараи показывал. По пятнадцать в день. Всю Москву выучил. А тоже все ок, сидел там у себя в Янтарном. А потом бах, и переклинило. Тоже все говорили, куда ты лезешь, какой из тебя риелтор.
УЛЯ. Блин. Еще ипотека.
АЛЕКС. У тебя же своя, ты говорила.
УЛЯ. Мало ли, что я говорила. Я ж не знала тогда, что ты не идиот, как все.
АЛЕКС. Спасибо.
УЛЯ. Я уже вообще не верила, что найду кого-то. Так, ходила, чтоб потом в старости сказать себе, что я хотя бы пробовала.
АЛЕКС. Да у нас тут завышенная планка?
УЛЯ. Первое свидание. Приходит небритый, в спортивном костюме, в старом, в катышках. И начинает меня вопросами сыпать про любовь без денег. Завышенная планка?
АЛЕКС. Просто ты ждала меня.
УЛЯ. Вот не включила бы “Тиндер”, и все.
АЛЕКС. От судьбы не убежишь.
Уля проводит рукой по лысине Алекса, спускается ниже, ведет по гладко выбритому лицу, останавливается на шраме на правой брови.
УЛЯ. Ну расскажи, откуда?
Алекс берет правую руку Ули в свою. Рассматривает тату “Л Ю Б И”.
АЛЕКС. А у тебя откуда?
УЛЯ. Да… Так. Ничего особенного. В честь переезда. Новая жизнь. Переехала в Москву и сделала.
Алекс что-то пишет в своем телефоне.
АЛЕКС. Проверь телефон.
УЛЯ. А что там?
АЛЕКС. Проверь.
Уля проверяет. Одно новое смс. Открывает. Там бронь “Мистраль отель и спа”.
УЛЯ. Это что?
АЛЕКС. Сюрприз!
УЛЯ. Сегодня?
АЛЕКС. Ты ж хотела поговорить. Вот и поговорим как раз.
УЛЯ. Я не могу. Мне завтра по-любому на работу с утра.
АЛЕКС. Ваш личный водитель и его мерседес в вашем распоряжении.
УЛЯ. Дорогой водитель. Мне будет не рассчитаться.
АЛЕКС. Договоримся.
УЛЯ. Ладно. Подожди меня.
АЛЕКС. Ты куда, Матрешечка?
УЛЯ. Сейчас. Быстро. Постой возле мухи.
АЛЕКС. Возле которой? Здесь столько мух.
УЛЯ. Возле первой.
Уля идет в туалет. Заходит в кабинку. Закрывается. Делает глубокий вдох и задерживает дыхание. Пытается как можно дольше не выдыхать. Выдыхает. Глубоко дышит. Выходит из туалета. Быстрым шагом направляется к выходу и уходит из галереи.
3
«Макдоналдс». Уля и Коля. Едят биг-маки, пьют колу. Коля рыжий. Ему 22. В белой футболке. Уля в черной вязаной шапке. Из-под шапки видны голубые волосы. Она в широких укороченных брюках, в огромной футболке оверсайз. На ногах у нее массивные кроссовки. Уля читает смс от Алекса.
АЛЕКС (смс). Что происходит?
Уля не отвечает.
УЛЯ. Я когда это поняла, до меня прям дошло. Например, я люблю мороженое. Но ищу его постоянно в рыбном магазине. А потом я говорю, что так сложно найти свою мороженку. А откуда ей там взяться? Как только ты себе признаешься, кто ты: рыба, мясо, мороженка, так сразу поймешь свой отдел. И пойдешь туда и ляжешь в витрину. Но на свое место. Понимаешь?
Коля кивает. Ест свой биг-мак. Уле приходит еще одно сообщение от Алекса.
АЛЕКС (смс). Матрешечка…
Уля не отвечает.
УЛЯ. Не может киви лежать с колбасой на одной витрине. Все проблемы из-за этого. Я выдумала себе, что я пломбир, а я не пломбир. И не там я лежу. И не тем называюсь. И ищу, соответственно, не там.
Коля капает кетчупом на футболку.
УЛЯ. Подожди. Стой.
Уля делает крупное фото красного пятна на белой футболке. Тут же выкладывает в “Инстаграм” с перепостом в “Фейсбук”.
УЛЯ. А правда, что если в «Маке» спросить кассира: «Вы команда?», то он обязан позвать коллег и вместе спеть фирменную песню?
КОЛЯ. Не-е. Это полный зашквар. Из такого, если что-то, у нас только День благодарения. Это когда офис меняется местами с рестораном. Раз в год такое. То есть реально офис спускается в зал, за кассы.
УЛЯ. Круто. Вот бы так поменяться с кем-нибудь. Ты бы хотел поменять жизнями с кем-нибудь?
КОЛЯ. Не-е. Нафиг надо.
УЛЯ. А я бы махнулась не глядя.
КОЛЯ. А с кем?
УЛЯ. С тобой.
КОЛЯ. Фо рилзис?
УЛЯ. Ты как гамбургер — какой есть, такой есть. Ничего не скрываешь.
КОЛЯ. Ну есть такое.
УЛЯ. На самом деле все хотят гамбургер. Просто есть неудобно. Рот должен быть широкий. А правда, что вас учат улыбаться?
КОЛЯ. Только клиентам.
УЛЯ. А раньше что ты делал?
КОЛЯ. Я вообще промоутер. Но я в завязке. В прошлом праздники там всякие организовывал. Даже дни варенья делал. Ну не один, конечно. В команде.
УЛЯ. А еда для сотрудников бесплатно?
КОЛЯ. Офкос. Хочешь еще что-нибудь?
УЛЯ. Удобно, слушай, ты устроился.
КОЛЯ. Ну есть такое. А ты кем трудишься?
УЛЯ. А я певица.
КОЛЯ. Вау! Реально? Не знал, что певицы тоже в “Тиндере” сидят.
УЛЯ. Да я тоже в завязке. В караоке сейчас.
КОЛЯ. А спой что-нибудь? Можешь что-нибудь?
УЛЯ. Да я связки вчера посадила. Всю ночь “Императрицу” орала. У нас налоговая гуляла. Одну Аллегрову заказывали. Жопа.
КОЛЯ. А я тоже в детском хоре пел.
УЛЯ. Фу. Ненавижу детей.
КОЛЯ. “Прекрасное далеко”, “Лесной олень”, знаешь такие?
УЛЯ. Ну конечно, это ж классика.
КОЛЯ. А еще у нас же командный дух, все дела. Мы на 8 марта клип делали. Я тоже там пел.
УЛЯ. Мы сейчас хотим с Сашкой свою группу. Подруга моя. Певица тоже. Со школы дружим. С ней никто в классе не дружил. Все ее чморили. А я потом узнала, что у нее у мамы нет одной ноги. И мне ее так жалко стало. И с тех пор мы дружим. Но Сашка больше по опере. А я только джаз. Люблю, когда русские поют джаз. В этом есть что-то такое неправильное. Мы придумали такую тему, соединить джаз и оперу, типа фьюжн. Знаешь?
КОЛЯ. Салат такой был.
УЛЯ. Мы тоже, кстати, на всяких отстойных праздниках пели.
КОЛЯ. Коллеги, что.
УЛЯ. Но мы только каверы. Вот сейчас хотим свой репертуар как раз писать. Я музыку, Сашка слова. Хотя я тоже люблю больше слова писать. Но музыку тоже надо кому-то. А то одни поэты. Короче, свой репертуар по-любому нужен, чтоб уже на другой уровень выходить.
КОЛЯ. Ну есть такое.
УЛЯ. Но девочкам… Сам понимаешь. Сложно пробиться, если не через постель. Этот шоу-бизнес…
КОЛЯ. Да слушай, у нас так же.
УЛЯ. А я решилась наконец-то свою мечту осуществить.
КОЛЯ. А что за тема?
УЛЯ. Только не падай. Я всегда хотела в порно сняться.
КОЛЯ. Топчик!
УЛЯ. Но это же, понимаешь, считается неприлично, типа фу. А я всегда в глубине души хотела. Но стремно. Вдруг кто-нибудь узнает. Или мама увидит. Это же вообще. Прикинь, мама тебя увидит такого? А если парень узнает? Ты бы вот захотел с такой потом, если б узнал?
КОЛЯ. Хз. Не знаю.
УЛЯ. А я решила, да ну нафиг! Жизнь одна! Что ты боишься? Возьми и снимись, раз хочется. Прикинь, я иду такая, а мужики поворачиваются и говорят: “О, это же мы ее вчера видели в «Семейном отсосе»”.
КОЛЯ. Ну ты вообще. Первый раз такую вижу.
Уля доедает биг-мак.
УЛЯ. А что? Я все равно не ищу серьезных отношений. Это не мое. Я как вокзал — на мне долго не задерживаются. А тут, считай, бесплатный секс с крутыми мужиками. В жопу “Тиндер”. А ты кем хотел стать?
КОЛЯ. Я?
УЛЯ. Я техничкой.
КОЛЯ. Как?
УЛЯ. Уборщица. Клининг. Вымыла полы — и весь день свободна. Не всем же в космос. Откуда эта дрянь потом в нас берется, что мы какие-то особенные? Надо уже признаться себе, что нет у меня никаких талантов. И все. И делать то, что на самом деле хочется.
КОЛЯ. А если ничего не охота?
УЛЯ. Может, кстати, это и есть мое предназначение? Ничего не делать. Просто летать. Бабочка я, мля. Имей в виду, Коля, я рыжим говорю “спокойной ночи” только в спальне.
КОЛЯ. Это как?
УЛЯ. Хочешь меня?
КОЛЯ. В каком плане?
УЛЯ. В плане трахнуть.
КОЛЯ. Эээ… Что, так сразу?
УЛЯ. У тебя был когда-нибудь секс на работе?
КОЛЯ. Не помню.
УЛЯ. Иди в женский туалет. Зайдешь в самую дальнюю кабинку. Закройся, полностью разденься и жди.
КОЛЯ. Может, для инвалидов?
УЛЯ. Не, скука. У меня фетиш такой.
КОЛЯ. Ну не вопрос.
УЛЯ. Я постучусь. Только будь готов. Я люблю сразу. Без разговоров.
КОЛЯ. Вау.
УЛЯ. Иди. Не тяни резину.
КОЛЯ. А резинка, кстати?
УЛЯ. Есть, есть. Иди.
Коля идет в туалет. Уля получает смс от мамы.
МАМА (смс). Привет. Как дела? Мы Малахова смотрим. Там такой ужас. Баба какая-то муху съела. Меня чуть не вырвало. Слава богу, что у нас все хорошо. Наелись и лежим как три поросенка.
УЛЯ (смс). Ну и хорошо. У меня тоже все хорошо.
МАМА (смс). Не получается фотку отправить. Как фотку отправить сюда?
УЛЯ (смс). Работаю. Занята. Потом объясню.
Уля идет к кассе. Зовет менеджера. Девушка-менеджер подходит к Уле.
МЕНЕДЖЕР. Добрый день.
УЛЯ. Разберитесь со своими сотрудниками, пожалуйста.
МЕНЕДЖЕР. А что такое? Что случилось?
УЛЯ. Сами зайдите в женский туалет. И поймете, что случилось. В дальнюю кабинку.
Уля быстро идет к выходу. Получает от мамы фото. Открывает. На фото две кошки лежат у нее на правой ноге. Левой ноги у мамы нет.
МАМА (смс). Кажется, отправилось. Вот, посмотри на нас. Все в сборе. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
Приходит смс от Фридмана.
ФРИДМАН (смс). Как мои деньги поживают?
Уля удаляет сообщение. Выходит из «Макдоналдса».
4
Уля едет в метро. Смотрит на названия станций, которые появляются на экране. В заметках на айфоне составляет слова из букв, которые есть в названии.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Краснопресненская.
УЛЯ. Пара. Спор. Ссора. Секс. Срок. Кара.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Белорусская.
УЛЯ. Сор. Скол. Скос. Буря. Бес. Рок. Раскол.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Новослободская.
УЛЯ. Обвал. Снос. Явка. Воля. Доля. Ад. Дно.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Проспект Мира.
УЛЯ. Мрак. Мат. Ром. Спирт. Рот. Ком. Тоска.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Комсомольская.
УЛЯ. Моль. Мясо. Сало. Соль. Лось. Лосось.
Уля открывает в контактах номер Алекса.
5
Детская площадка во дворе жилого дома. Уля сидит на качелях. У нее по-прежнему синие волосы. Алекс стоит рядом, медленно раскачивает качели.
АЛЕКС. А с волосами что?
Уля хватает Алекса за ногу и крепко обнимает.
АЛЕКС. Матрешечка, ты теперь Мальвина.
УЛЯ. Алекс, я… Я с другого облака.
Уля смотрит Алексу в глаза.
УЛЯ. У тебя глаза одинаковые.
АЛЕКС. А что, должны быть разные?
УЛЯ. У всех разные. Не замечал? Когда с кем-то говоришь, всегда смотришь в какой-то один. Левый у всех добрый. Правый злой. А у тебя оба левые.
Звонок от Фридмана. Уля сбрасывает.
АЛЕКС. Уль?
УЛЯ. Я…
АЛЕКС. Что случилось?
Уля молчит.
АЛЕКС. Матрешечка, ты же знаешь, я все пойму. Только говори.
УЛЯ. Мне так же говорили. А потом давили как муху.
АЛЕКС. Не пропадай больше, ладно?
Алекс обнимает Улю.
УЛЯ. Ты меня обнимаешь – и я дома. Я уже забыла, как это.
Молчат.
УЛЯ. Я вообще не из тех, кто через месяц имя придумывает.
Молчат.
АЛЕКС. Какое у тебя любимое?
УЛЯ (улыбается). Сашка.
АЛЕКС. Это ты для мальчика или для девочки?
УЛЯ. А если наш сын придет и скажет, что он гей?
АЛЕКС. Что?
УЛЯ. Что ты сделаешь?
АЛЕКС. Ну ты и спросила…
УЛЯ. Ну что ты сделаешь?
АЛЕКС. Да не знаю я.
УЛЯ. Ты гомофоб?
АЛЕКС. В смысле?
УЛЯ. Ты гомофоб? Только честно.
АЛЕКС. Нет.
УЛЯ. Ты против геев?
АЛЕКС. Да мне все равно. Главное, чтобы детей не трогали. И заразу всякую не распространяли. К чему ты?
Уля молчит.
АЛЕКС. Уль, ну что опять?
Уля молчит.
АЛЕКС. Уль…
Уля показывает на дом.
УЛЯ. Сверху второй этаж. Видишь?
Алекс смотрит наверх.
УЛЯ. Четвертое окно справа. Вот она, моя ипотека. Поэтому я должна всегда приносить клиентам прибыль. Я у них как рабыня. Они живут, а я работаю. Утром рынок
открывается, и я начинаю. Чтобы у них была прибыль. Они хорошо платят с прибыли. Только терять нельзя. А с прибыли хорошо. А рядом видишь, пятое? Там муж.
АЛЕКС. В смысле “муж”?
УЛЯ. В прямом.
АЛЕКС. Чей муж?
УЛЯ. Я собиралась рассказать.
АЛЕКС (кричит). Когда?
УЛЯ. Прости.
АЛЕКС. Прости?! Да ты издеваешься, что ли?!
Уля молчит.
АЛЕКС. Ты ненормальная?! Ты неадекватная?!
УЛЯ. Он инвалид. Колясочник.
Алекс молчит.
УЛЯ. Я за рулем была. Меня подушка спасла. А его через окно выбросило.
Алекс идет к машине. Уля раскачивается на качелях все сильнее и сильнее. Алекс поворачивается к Уле.
АЛЕКС. Только рисуй, Матрешечка. Ладно?
Алекс садится в машину, уезжает. Уля остается на качелях.
Офис Фридмана.
ФРИДМАН. Я уж думал, может, что случилось? Что-то все звоню, звоню. Не могу никак до тебя дозвониться.
УЛЯ. Зачем?
ФРИДМАН. Не отвечаешь, сбрасываешь.
УЛЯ. Зачем вы меня взломали?
ФРИДМАН. А тут сразу объявилась.
УЛЯ. Зачем вам мой “Фейсбук”?
ФРИДМАН. Я даже слов таких не знаю.
УЛЯ. “Инстаграм”. Зачем? Я вам сто раз объясняла. Я в позиции. Я все верну. Подождите!
ФРИДМАН. Я не разбираюсь, ты какие-то пароли потеряла?
Уля молчит.
ФРИДМАН. Ну хочешь, мои ребята помогут? Они у меня спецы в этом. Полтора миллиона, и помогут.
Уля молчит.
ФРИДМАН. Уль, а что такое каминг-аут?
Уля молчит.
ФРИДМАН. Как исповедь, что ли? Только перед всеми?
Уля молчит.
ФРИДМАН. Раньше шли в церковь, по-тихому. А сейчас все в интернете. Сами про себя пишут. И не стесняются. Не люблю интернет. Не доверяю я ему.
Уля молчит.
ФРИДМАН. Как можно там хранить что-то важное?
Уля молчит.
ФРИДМАН. Что молчишь? Боишься? Не бойся. Отдадим тебе пароли. Мне наплевать на твои секреты. Деньги отправь.
УЛЯ. Я же вам сказала, любые санкции, любая жопа, как только рубль обвалится — я сразу верну.
ФРИДМАН. Нравишься ты мне. По-отцовски. Простить, что ли, тебя?
УЛЯ. Подождите просто.
ФРИДМАН. Подожду.
Фридман кладет руку Уле на грудь.
УЛЯ. Я вашей дочери младше.
ФРИДМАН. Меня секс не интересует. Тем более с тобой. Петь любишь?
УЛЯ. Что?
ФРИДМАН. Песенки детские знаешь?
УЛЯ. Какие?
ФРИДМАН. Да хоть “В лесу родилась елочка”. Спой нам завтра. Мы с товарищем послушаем.
УЛЯ. Не поняла?
ФРИДМАН. Что ты не поняла? Приходишь завтра вечером. Раздеваешься. Встаешь на колени. Ласкаешь себя. И поешь для папочки. А папа с дядей смотрят и потом решают, заслужила ты прощения или нет.
Уля идет к выходу из офиса. Фридман говорит ей вслед.
ФРИДМАН. Хозяин — барин.
7
Кинотеатр. Уля смотрит фильм. Перед ней сидит Девочка-тинейджер. Она все время разговаривает по телефону. Уля наклоняется к ней, делает шепотом замечание.
УЛЯ. Потише.
Девочка, не поворачиваясь, через голову, показывает ей фак. Уля встает и начинает бить девочку руками по голове.
УЛЯ. Сука! Дура! Идиотка!
Девочка кричит. Уля выбегает из зала. Звонок от мамы. Уля сбрасывает. Мама звонит еще раз. Уля сбрасывает. Смс от мамы.
МАМА (смс). Не могла уснуть. Хоть ты и запрещаешь, но с днем рождения, Сашка.
Уля пишет смс Фридману.
УЛЯ (смс). Куда ехать?
8
Уля и Алекс стоят у подъезда.
АЛЕКС. Я не понимаю, почему все риски твои?
УЛЯ. Не все. С ним договор просто был о несгораемой сумме. У него расписка на полтора миллиона.
АЛЕКС. Пусть в суд идет.
УЛЯ. Но это я виновата. На самом деле. Должно было выгореть. Точнее, я знаю, что выгорит. Все равно рубль обвалится. Не бывает у нас все хорошо. Я верну. Просто хочу сейчас с ним рассчитаться.
АЛЕКС. Дай мне его телефон.
УЛЯ. Ты мне не веришь?
АЛЕКС. Уль, ты звонишь в воскресенье в 8 утра. Я приезжаю. Хотя мог бы этого не делать после всего. Как ты думаешь, верю я тебе? Ты просишь денег. Прилично так денег. Я готов помочь. Но мне уже мало просто твоих слов. Извини.
Уля открывает контакты в айфоне. Находит Фридмана. Диктует Алексу номер. Алекс записывает, идет в машину.
УЛЯ. Алекс! Спасибо.
АЛЕКС. Я позвоню.
Алекс уезжает. Уля пишет смс Фридману.
УЛЯ (смс). К вам подъедет человек от меня. Вернет деньги.
ФРИДМАН (смс). Папочка простил тебя.
УЛЯ (смс). К вам подъедет человек от меня. Вернет деньги.
9
Уля едет в метро. Смотрит на названия станций, которые появляются на экране. В заметках на айфоне составляет слова из букв, которые есть в названии.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Курская.
УЛЯ. Курс. Сука. Скука.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Таганская.
УЛЯ. Тяга. Канат. Стая. Атака. Танк.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Павелецкая.
УЛЯ. Палец. Палка. Кляп.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Добрынинская.
УЛЯ. Раб. Ор. Ад. Срок. Риск. Яд.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Октябрьская.
УЛЯ. Якорь. Скот. Бак.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Парк Культуры.
УЛЯ. Культ. Кулак. Тула. Труп.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Киевская.
УЛЯ. Век. Икс.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ: Краснопресненская.
Уля звонит маме.
УЛЯ. Мам.
МАМА. О! Привет! Ты что-то звонишь сегодня? Как дела?
УЛЯ. Плохо.
МАМА. У нас тоже все хорошо. Наелись, лежим.
УЛЯ. Мам, я говорю “плохо”.
МАМА. Что ты говоришь? Не слышно. Что там у тебя шумит? Или это у меня?
УЛЯ. Мама, ты можешь со мной поговорить?
МАМА. Подожди, телик убавлю. Ничего не слышу. Ребята, хватит! Зарывают они! Кроты!
УЛЯ. Мам, расскажи, как жить без ноги? Папа поэтому ушел, испугался? Когда ты поняла, что больше не выйдешь замуж?
Мама молчит.
УЛЯ. Каждый раз так страшно, что тебя бросят, если узнают. И сказать стыдно. Стыдно каждый раз. Этот стыд проклятый. Как будто это позор какой-то. Но я же ни в чем не виновата, мам. Я тоже хочу, чтоб меня любили.
МАМА. Ничего не поняла. Ты со мной или с кем?
УЛЯ. Мам, я хочу вернуть свое имя. Я так хочу вернуть все назад, мам. Сашка, Саша, Александра. Такое красивое. Как я целый год без него?
МАМА. А я тебе сразу говорила. Что это? Уехала. Все бросила. Имя что-то сменила, день рождения не отмечать. Что это, нормально, что ли?
УЛЯ. Мам, я хочу… Я хочу тебе сказать… Я хочу дочку. Хорошенькую такую. Может, даже рыжую. С косичками. И я поведу ее в школу первого сентября. Понесу цветы. Обниму ее так сильно-сильно. И буду стоять внизу. Буду ждать. Никуда не уйду. Пока она не выйдет. Я хочу семью, мам. Меня тоже можно любить.
МАМА. Мы тебя с ребятами любим. Да, ребята? В общем, у тебя все хорошо?
УЛЯ. У меня ВИЧ. Все хорошо, мам.
МАМА. Ну и слава богу, что все хорошо. Кошки! Ну-ка пошли отсюда! Хватит закапывать! Уйдите, я сама уберу! Зассанцы!
Уля заканчивает разговор, выходит из вагона.
10
Уля дома, на кухне. В открытом ноутбуке фоном включен телеканал РБК. Там все разговоры о резком падении рубля.
РБК. …Новая порция санкционного негатива со стороны США подкосила позиции рубля по отношению к иностранным валютам. Курс доллара составил уже рекордные…
Уля звонит Алексу. Он не отвечает. Уля звонит Фридману. Он тоже не отвечает. Уля садится за стол. На столе одна тарелка с овсяной кашей, одна чашка кофе, одна ложка, одна банка йогурта, один банан и одна таблетка. Звонит Фридман. Уля отвечает.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Вы звонили?
УЛЯ. Добрый день. Можно Виктора Николаевича услышать?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. А кто его спрашивает?
УЛЯ. Это Ульяна. Трейдер.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Папа не может сейчас.
УЛЯ. Передайте ему, что это срочно. У меня для него хорошие новости.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Он в реанимации.
УЛЯ. Как в реанимации?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Его избили ночью.
УЛЯ. Как? (Пауза.) Извините. Я перезвоню. Извините.
Уля заканчивает разговор. Звонит Алексу — абонент недоступен. Уля звонит еще раз, и еще раз, и еще раз — абонент недоступен.
11
Квартира Ули. Звонок от мамы. Уля отвечает.
МАМА. Ну здравствуй, Александра. Или Уля? Как прикажешь? Я уже запуталась в твоих именах.
УЛЯ. Привет, мам.
МАМА. Ну узнала я, что это такое. Что ж ты творишь, а? Я всю жизнь для тебя. Я все для тебя. А ты меня опозорить решила на старости лет?
УЛЯ. Мам…
МАМА. Я для этого тебя воспитывала, чтоб ты заразу всякую собирала? Отвечай!
УЛЯ. Мам, не кричи, пожалуйста.
МАМА. Ты обо мне подумала, когда трахалась с кем попало? Или ты только передком своим умеешь думать? Сколько я тебя просила. Выйди замуж по-человечески. Догулялась! СПИД притащила! Спасибо, доченька! Молодец!
УЛЯ. Все сказала?
МАМА. Нет, не все! Не все! Не смей мне рот затыкать!
УЛЯ. Как там твои кошки?
МАМА. А ты моих кошек не трогай! Ты на что намекаешь? Что это я тобой мало занималась?
УЛЯ. Я ничего не говорю.
МАМА. Вот и помолчи. У тебя всегда все вокруг виноваты, только не ты.
УЛЯ. Я сама виновата.
МАМА. Ты никогда меня не слушала.
УЛЯ. Мам, ты меня любишь?
МАМА. Вот только не надо теперь. Не начинай. Сама виновата. Сама и разбирайся. Никто, слышишь, никто в этом кроме тебя самой не виноват.
Уля молчит.
МАМА. Да не вздумай хоть говорить никому. Не позорься. А то хватит ума. Не дай бог, кто узнает. Еще этого мне не хватало. Клеймо на всю жизнь. И другим людям жизнь не порти. Ты меня понимаешь, о чем я?
УЛЯ. Понимаю.
МАМА. Вот и хорошо. Мы православные. Не смей еще кого-нибудь угробить. Слышишь? Если хочешь, чтобы тебя бог хоть когда-нибудь простил.
Уля заканчивает разговор.
12
Площадка перед квартирой Ули. Уля в шерстяных носках, длинной футболке и пиджаке Алекса. Рядом стоит Алекс. Он помятый, видно, что пил всю ночь и еще не совсем трезвый.
АЛЕКС. По окнам вычислил.
УЛЯ. Ты пил, что ли?
АЛЕКС. Достало. Все достало.
УЛЯ. Ты же вообще не пьешь.
АЛЕКС. Врать достало.
УЛЯ. Я уже знаю.
АЛЕКС. Что я водила?
УЛЯ. Что?
АЛЕКС. Шефа вожу. Обычный водила я. Так что ты ничего не потеряла.
Уля молчит.
АЛЕКС. Я вообще не пью. Как только выпью, хочется врезать кому-нибудь. Муж-то ничего, что ты тут?
Уля молчит.
АЛЕКС. В восемнадцать чуть парнягу не убил. Бухой был. Ты шрам спрашивала откуда — оттуда.
УЛЯ. Зачем?
АЛЕКС. Нельзя мне пить. Вообще ни капли. Не умею пить. Не могу остановиться. Дом наш спалил в Янтарном. Тоже по пьяни. Матери в детском садике место дали. А я вот тут. На заработки приехал.
УЛЯ. Алекс, я…
АЛЕКС. Тут тоже… один раз сорвался — десять суток дали. А у матери тромб оторвался. И все. А куда мне сообщить? Похоронили. Не успел. Так что лучше… вообще не пью. А вчера… Я, понимаешь, любого порву за тебя!
Алекс смотрит на бусы, которые на Уле. И на его пиджак, который на ней.
АЛЕКС. Это ее бусы были. А я комнату в Алтуфьево снимаю. Хорошо, что муж. Нафиг я тебе такой нужен? Все правильно. И тачка не моя. Все не мое. Хорошо, что муж.
УЛЯ. Алекс, я…
АЛЕКС (перебивает). Да Леша. Какой, в жопу, Алекс.
УЛЯ. Я не могу…
АЛЕКС (перебивает). Да я знаю. Ты хороший человек. Я вот бросил мать, и теперь всю жизнь виноват буду.
УЛЯ. Я должна тебе…
АЛЕКС. А ты хороший человек. Но пусть хотя бы как раньше, Матрешечка? Мы же можем, как раньше?
Алекс притягивает Улю к себе, не сдерживается, начинает целовать.
УЛЯ. Нет никакого мужа. У меня ВИЧ.
АЛЕКС. Что?
Алекс резко отходит от Ули.
АЛЕКС. Что?
УЛЯ. ВИЧ.
АЛЕКС. Как?
УЛЯ. Ну так.
АЛЕКС. Блядь, как? Это точно?
УЛЯ. Точно. Год уже.
АЛЕКС. Блядь… А у меня?
УЛЯ. Успокойся. У нас ничего не было.
АЛЕКС (испуганно). Блядь…
УЛЯ. Сейчас все лечится. У меня нулевая нагрузка.
Алекс бьет в стену кулаком.
АЛЕКС. Блядь! Блядь! Блядь! Сука! Ну почему? Почему? Я всю жизнь этого боялся! Только бы не СПИД! Только бы не СПИД! И ты мне еще свой язык в рот засовывала! Блядь!
УЛЯ. Тебе-то что бояться?
АЛЕКС. Ты все испортила!
Уля молчит.
АЛЕКС. Блядь, я чуть человека не убил из-за тебя. А если убил? Бля-я-я-ядь… И ты мне еще про детей…
УЛЯ. Сейчас можно спокойно рожать. Я пью таблетки. Я не опасна. Я не умираю.
АЛЕКС. Рожать ребенка, чтобы его с детства спидозным считали? Ты себя слышишь?
Уля молчит.
АЛЕКС. Ты обязана предупреждать. Ты обязана предупреждать о таком! Люди сразу должны знать, какая ты. Я бы никогда не влюбился в такую. Если бы я знал, что у тебя СПИД…
УЛЯ. У меня не СПИД.
АЛЕКС. Не важно. Я должен знать. Ты не имела права.
Уля молчит.
АЛЕКС. Я еще загонялся, что мне стыдно, что я вру. Блядь, этих кредитов набрал.
Уля молчит.
АЛЕКС. Ну как это вообще? Как это могло получиться? Я не понимаю. Я не понимаю! Ты же реально вроде нормальная с виду.
Уля заходит в квартиру. Дверь оставляет открытой. Алекс бьет кулаком в стену. Уходит по лестнице вниз.
13
Парк. Уля сидит на скамейке. Замечает справа на траве мертвого голубя, по которому ползают мухи. Рядом играют дети: два мальчика и одна девочка. Дети запускают в небо воздушные шары и смотрят, чей шарик поднимется выше. Шарик девочки не взлетает. Она подкидывает его, от удара он немного поднимается, но падает вниз. Девочка плачет. Мальчишки не обращают на нее внимания. Они подняли головы и завороженно смотрят вверх. Там уже в облаках их шарики: зеленый и синий. Мальчики кричат: “Мой выше!” — “Нет, мой!” И только один красный шарик не летит. Девочка плачет и продолжает подкидывать его в небо. Мама успокаивает ее, но она все равно плачет.
УЛЯ. Какой красивый шарик.
Девочка смотрит на Улю.
УЛЯ. Как тебя зовут?
Девочка молчит.
МАМА ДЕВОЧКИ. Как тебя зовут? Скажи тете.
ДЕВОЧКА. Оля.
УЛЯ. А меня Уля. А сколько тебе лет, Оля?
ДЕВОЧКА. Пять.
УЛЯ. Пять… А мне уже тридцать пять, и я не плачу. Не плачь. Смотри, какой у тебя красивый шарик.
ДЕВОЧКА. У всех летит. А он не летит.
УЛЯ. Потому что у тебя хороший шарик. А у них плохой.
Девочка пытается еще раз подкинуть шарик. Снова безуспешно. Снова плачет.
МАМА ДЕВОЧКИ. Оля, ну все, тише-тише. Успокойся.
УЛЯ. Потому что в нем чистый воздух, хороший. А в других шариках газ ядовитый.
Уля показывает девочке на мертвого голубя.
УЛЯ. Видишь?
Девочка перестала плакать. Смотрит на голубя.
ДЕВОЧКА. Гуля.
УЛЯ. Мертвая гуля. А знаешь, почему?
Девочка и Мама Девочки внимательно смотрят на голубя.
УЛЯ. Она летела в небе и встретила шарик, такой, как у тех мальчиков. Она хотела с ним поиграть, а он лопнул. И в нее попал ядовитый газ. И все. Птичка упала и умерла. А ты молодец. Ты спасла какую-то птичку.
Девочка улыбается, бежит с шариком. Мама идет за ней. Уля достает из кармана одноразовый платок. Берет им мертвого голубя и выкидывает в урну.
Конец.
Октябрь, 2018